ОХРАНА ТРУДА

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь Об охране труда, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.
Ведущий инженер по охране труда: СЕДАЧ Ирина Станиславовна
Инженер по охране труда: ТОДРИК Лилия Ивановна
Телефон: 8 (0152) 68 14 43
- приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
- ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
- комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
- социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
- установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
- использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
- взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профессиональных союзов (далее — профсоюзы), работодателей;
- сотрудничество между работодателями и работающими;
- использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Наименование документа | Ссылка на документ |
---|---|
Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 № 356-З | открыть документ |
Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 777 | открыть документ |
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» | открыть документ |
Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53 | открыть документ |
Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от15.05.2020 № 51 | открыть документ |
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 | открыть документ |
Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260 | открыть документ |
Перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь 19.03.2002 № 34/12 | открыть документ |
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 с изменениями и дополнениям | открыть документ |
О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
О предоставлении компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57 с изменениями и дополнениям | открыть документ |
О вопросах профессионального пенсионного страхования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 с изменениями и дополнениями | открыть документ |
Инструкция о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 с изменениями и дополнениям | скачать документ |
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 Занятия, утвержден и введен в действие постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 33 | открыть документ |
Об обеспечении пожарной безопасности. Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 | открыть документ |
Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» от 18.06. 2019г. № 198-З | открыть документ |
Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 05. 01. 2016 г. № 354-З с изменениями и дополнениями | открыть документ |
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 | открыть документ |
О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 | открыть документ |
Об утверждении Правил определения тяжести производственных травм. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 23.01.2015 № 9 | открыть документ |
Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 31.05.2019 № 24/33 | открыть документ |
Правила по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2022 № 56 | открыть документ |
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 | открыть документ |
Специфические санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2020 № 66 | открыть документ |
Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 03.03.2020 № 130 | открыть документ |
Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда». Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.12.2012 № 211 | открыть документ |
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 04.12.2008 № 180/128 | открыть документ |
Электроустановки. Правила по обеспечению безопасности при эксплуатации. ТКП 427-2022 (33240) | открыть документ |
Стерилизаторы медицинские. Правила безопасности при эксплуатации в организациях здравоохранения. ТКП 584-2016 (33050) | открыть документ |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА Управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гродненской области о причинах производственного травматизма на территории Гродненской области за 2022 год | открыть документ |
Несчастные случаи со смертельным исходом имели место в г.Гродно и Лидском районе — по 4, Волковысском — 2, Вороновском, Дятловском, Зельвенском, Ивьевском, Мостовском, Новогрудском, Ошмянском и Свислочском районах — по 1.
Несмотря на снижение общего количества случаев травмирования по области с 233 до 208 человек, возросло их количество на территории Лидского района — с 23 до 26, Гродненского — с 17 до 18, Мостовского — с 6 до 11, Сморгонского — с 9 до 11, Свислочского — с 2 до 4, Ивьевского районов — с 1 до 2.
Существенно уменьшились случаи производственного травматизма на территории Берестовицкого и Кореличского районов — с 12 до 2.
Результаты проводимых проверок свидетельствуют, что по-прежнему неизменным фактором большинства случаев травмирования остается безответственное отношение работников к личной безопасности, пренебрежение правилами техники безопасности, невнимательность при выполнении работ, личная неосторожность, небрежность, недисциплинированность, халатность и несоблюдение требований локальных правовых актов по охране труда, то есть в условиях отсутствия нарушений правил техники безопасности и охраны труда со стороны ответственных должностных лиц.
К примеру, слесарь-ремонтник СПТФ ОАО «Агрокомбинат Скидельский» 14.08.2024, пытаясь запустить ленту транспортера, которую засыпало зерном, взялся руками за натяжные ремни шкива и тянул их руками, чтобы привести в движение ленту. Пальцы левой кисти попали под шкив и прокрутились вокруг него, в результате чего последний получил телесные повреждения.
Слесарь-сантехник банно-оздоровительного комплекса КУП «Аквацентр» 16.07.2024 при проведении работ по осмотру кранов по неосторожности оступился, упал в пустой бассейн с высоты более 1 метра, получил менее тяжкие телесные повреждения.
Остается проблемным фактором, способствующим травматизму, игнорирование работниками использования выданных средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
К примеру, электрогазосварщик ОАО «Стройвектор» 17.09.2024 при выполнении сварочных работ на кровле строящегося здания коровника на территории МТК «Огородники» КСУП «Совхоз «Большое Можейково» по собственной нераспорядительности не пристегнул страховочный пояс к монтажному креплению плиты перекрытия, в результате чего упал с высоты более 3 метров и был смертельно травмирован.
Сварщик ИООО «Юстрой» 28.09.2024, находясь на рабочем месте на строительном объекте УЗ «Городская клиническая больница №4», при переходе с одной стороны перекрытия на другую самостоятельно отстегнул страховочный пояс, в результате чего по неосторожности упал на землю и получил телесные повреждения.
Также в 2024 году не обошлось без травм вследствие выполнения работ по инициативе работника, без производственной надобности и указаний руководителя.
К примеру, 11.07.2024 водитель автопогрузчика ЧПТУП «Палетэкс», находясь в цеху отмеченного предприятия, без указания руководства начал перевязывать отходы древесного производства, что не входило в его обязанности, получив удар в область головы деревянной щепкой, случайно вылетевшей из исправного деревообрабатывающего станка, в результате чего получил телесные повреждения.
Слесарь ЗАО «Гудевичи» 16.08.2024, находясь на территории мехдвора отмеченного предприятия, при сцепке трактора с наполненной водой бочкой, по собственной инициативе пошел помогать механизатору Пархоменко Д.В. подцепить ее к трактору, в результате чего был травмирован падением дышла бочки на правую ногу.
Бригадир производственной бригады в растениеводстве ОАО «Черлёна» 09.09.2024, увидев, что тракторист-машинист распределяет погрузчиком «Амкодор 352» силосную массу вдоль стены силосной траншеи и присыпает силосом прилегающую к стене пленку, принял самостоятельное решение ее поправить, после чего, зайдя в соседнюю траншею, принялся натягивать пленку, держа ее руками сверху бетонной перегородки. Одновременно водитель погрузчика опустил ковш на верхнюю часть бетонной перегородки, по неосторожности травмировав им руку.
Также в области продолжают фиксироваться факты травмирования работников на территории сельскохозяйственных предприятий животными (скотом) из-за игнорирования безопасных способов обращения с ними.
К примеру, оператор машинного доения ТФ «Путришки» УО СПК «Путришки», находясь 15.09.2024 на своем рабочем месте, в ходе подключения доильного аппарата к корове, стоящей в отсеке для доения, надлежащим образом не зафиксировала животное, в результате чего корова пнула ее задним копытом в голову, отчего та упала и ударилась о бетонный пол, получив менее тяжкие телесные повреждения.
Также немало травм произошло вследствие непредвиденных природных явлений, особенно в сфере лесного хозяйства, связанных с работами по валке леса.
К примеру, вальщик леса ТРУП «Барановичское отделение БелЖД» дистанции защитных лесонасаждений, выполняя 02.05.2024 в составе бригады работы по уборке упавших деревьев в полосе отвода железной дороги на перегоне «Мосты-Черлёна», безразлично отнесся к требованиям по охране труда, без использования необходимых средств защиты (каски) самостоятельно принял решение об удалении тяжелой ветки сухостойного дерева, что повлекло травмирование последнего упавшей с высоты около 10 метров веткой с причинением тяжких телесных повреждений.
Лесовод Еремичского лесничества ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», выполнявший 29.07.2024 работы по распиловке ствола упавшего дерева на участке автомобильной дороги Н-6202 сообщением «Еремичи — Щорсы», в результате воздействия сильного порыва ветра и падения произрастающего на обочине указанной дороги дерева, получил тяжкие телесные повреждения.
Вышеуказанное свидетельствует о необходимости усиления контроля, повышения бдительности и внимательности работников за соблюдением мер безопасности при выполнении работ, связанных с валкой леса.
Хоть и в незначительном количестве, продолжают иметь место факты нахождения подчиненных на рабочих местах в состоянии алкогольного опьянения, которые своевременно руководителями не выявляются, что создает предпосылки к получению производственных травм.
К примеру, 23.07.2024 работник по обслуживанию зданий и сооружений Новогрудского филиала УП «Фильтр» 00 «БелТиз» во время обеденного перерыва отправился по месту своего жительства, где употреблял спиртное, после чего вернулся на работу в состоянии алкогольного опьянения, где около 14 часов, при подъеме на лестницу для производства сварочных работ на крыше в помещении с воздухонагревательной установкой на территории филиала, не удержался и упал на бетонный пол, в результате чего получил телесные повреждения, относящиеся к категории менее тяжких. При оказании пострадавшему медицинской помощи был установлен факт нахождения его в состоянии алкогольного опьянения (содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе составило 2,89 промилле).
Оператор ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман», занимаясь 08.10.2024 ремонтом оборудования в пошивочном цеху, потянулся за плоскогубцами, которые лежали на матрице, и в это время ее пресс опустился ему на руку, в результате чего тот получил менее тяжкие телесные повреждения. При оказании пострадавшему медицинской помощи был установлен факт нахождения его в состоянии алкогольного опьянения (0,72 промилле).
По результатам проверок в адрес руководителей названных предприятий следственными подразделениями внесены представления об устранении нарушений законодательства, предложено принять меры по организации надлежащего контроля и повышению эффективности работы по профилактике пьянства на рабочих местах.
Среди пострадавших на производстве наибольшее количество составляют работники сферы сельского хозяйства, архитектуры и строительства.
Помимо этого, результаты проверок и расследования уголовных дел свидетельствуют о том, что при принятии управленческих решений руководителями зачастую не просчитывается безопасность их реализации подчиненными, что создает предпосылки к возникновению происшествий, приводящих к трудовым потерям.
Продолжают иметь место случаи травмирования работников в условиях допуска к трудовому процессу при наличии неисправностей рабочего оборудования и, соответственно, свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны руководства предприятия за соблюдением подчиненными работниками законодательства.
К примеру, начальник участка железобетонных изделий Волковысского ОАО «Строительно-монтажный трест №32» (далее — ЖБИ) не обеспечил безопасные условия труда при проведении текущего ремонта бетоносмесительной установки, расположенной в автоматизированном растворобетонном узле на участке по ул.Победы, 11 в г.п.Красносельский Волковысского района, не направил до начала проведения работ с целью отключения блока управления электрика, а также, достоверно зная о неисправностях двух концевиков на люках бетоносмесителя, предназначенных для блокировки пуска смесителя при открытых люках, допустил к его ремонту формовщика Герогицэ М., в результате чего 27.03.2024 при осуществлении ремонтных работ произошел запуск указанного оборудования, а выполнявший ремонтные работы внутри бетоносмесителя Георгицэ М. получил телесные повреждения, от которых скончался на месте происшествия.
Также обстоятельства ряда несчастных случаев свидетельствуют о грубом игнорировании должностными лицами требований общеустановленных правил при проведении того или иного вида работ.
К примеру, мастер участка транспорта производственно-технического отдела ОАО «Новоельнянский комбинат хлебопродуктов», будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, допустил нарушение указанных правил, выразившееся в том, что 25.09.2024 допустил к работе водителя автомобиля Семенчука Л.А. к выполнению работ на высоте по установке и креплению тента на кузове автомобиля без обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, в результате чего при креплении тента на кузове грузового автомобиля- самосвала МАЗ 550С5, Семенчук Л.А. упал с лестницы, установленной на кузове транспортного средства, на землю, получив тяжкие телесные повреждения.
Заведующий центральным складом производственного участка «Каменка» СКУП «Протасовщина», являясь ответственным за исправное состояние и эксплуатацию, сохранность и ремонт центрального склада, допустил складирование семян рапса насыпью без расчета нагрузок на строительные конструкции (стены, перегородки) зерносклада №3, по причине чего 03.10.2024 произошло обрушение каменной перегородки, разделяющей зерносклад, в результате чего полевод Гайдук А.Г. получила тяжкие телесные повреждения.
Заместитель начальника участка филиала ГМУ ОАО «Промтехмонтаж», будучи должностным лицом, ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, допустил складирование на территории предприятия крановых рельс, способом, не исключающим опасность их падения и опрокидывания, что повлекло их падение при проведении разгрузочных работ и причинение токарю предприятия Воронко С.В. менее тяжких телесных повреждений.
В целях незамедлительного устранения выявленных в ходе предварительного следствия и доследственных проверок недостатков, нарушений закона, причин и условий, способствовавших травмированию граждан на производстве, принятия мер по организации надлежащего контроля и повышению эффективности работы, направленной на соблюдение безопасных условий производственного процесса, в адрес заинтересованных субъектов профилактики вносятся мотивированные информационные письма профилактического характера и представления в порядке ст. 199 УПК (об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления), большинство их рассматриваются в трудовых коллективах с участием начальников следственных подразделений и следователей.
Таким образом, проведенный анализ причин и условий, способствовавших производственному травматизму работников в 2024 году, показал, что основная причина произошедших несчастных случаев неизменна — нарушение самими пострадавшими требований соответствующих нормативно-правовых и локальных актов, несоблюдение ими трудовой и производственной дисциплины.
Вместе с тем, продолжают иметь место недостатки в работе ряда предприятий, учреждений и организаций области по созданию и обеспечению безопасных условий труда, организации надлежащего контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, исполнением требований соответствующих нормативноправовых актов, а также недостаточной эффективности профилактической деятельности.
Министерство труда и социальной защиты в соответствии
с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2017 г. №30/223-392/12740р сообщает следующее.
По данным Департамента государственной инспекции труда (далее – Департамент) в 2024 году в сравнении с 2023 годом в организациях республики отмечается:
— сохранение общего числа травмированных на производстве практически на уровне 2023 года. В 2023 году травмировано на производстве 1850 человек, в 2024 году – 1849 человек;
— снижение случаев гибели с 117 до 105 человек.
Справочно. В 2024 году Департаментом выявлен 21 несчастный случай на производстве, скрытый работодателями от расследования. По всем указанным несчастным случаям проведены расследования, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. Кроме того, Департаментом вскрыты 16 фактов травмирования граждан, допущенных к выполнению работ без оформления трудовых отношений. По требованию Департамента данные случаи квалифицированы как производственные.
Рост общего числа потерпевших на производстве по сравнению с прошлым годом отмечен в организациях Брестской и Гомельской областях, погибших в Гродненской и Минской областях (приложение 1).
Коэффициент частоты травмирования (количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве на 100 тыс. застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2024 году в сравнении с 2023 годом вырос с 50,3 до 50,6, при этом со смертельным исходом снизился с 3,2 до 2,9 (приложение 2). Наибольший коэффициент частоты травмирования отмечен в Могилевской области – 79,5, а со смертельным исходом в Гродненской – 4,9.
В 2024 году по сравнению с прошлым годом уменьшилось как общее число травмированных на производстве, так и погибших в организациях республиканской формы собственности с 477 до 413 и с 25 до 12 человек соответственно (приложение 3).
При увеличении общего числа работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в организациях коммунальной формы собственности с 747 до 780 человек наблюдается снижение погибших с 49 до 38 человек (приложение 4). Из общего числа потерпевших в организациях коммунальной формы собственности в 2024 году наибольший процент (47,4 процента) составили работники сельскохозяйственных организаций.
В организациях частной формы собственности в 2024 году по сравнению с 2023 годом отмечено увеличение как общего числа травмированных на производстве (с 626 до 656 человек), так и погибших (с 43 до 55 человек).
В отчетном периоде отмечается снижение удельного веса несчастных случаев, происшедших при наличии вины работодателя, – с 20,7 процента в 2023 году до 20,2 процента в 2024 году (со смертельным исходом с 43,4 до 32,6 процента). Количество случаев травмирования, когда единственной или одной из причин несчастного случая является нарушение потерпевшим требований охраны труда, увеличилось с 39,6 процента в 2023 году до 40,4 в 2024 году, а со смертельным исходом снизилось с 47,8 до 34,9 процента (приложение 5).
Детализация причин несчастных случаев приведена в приложении 6.
В целом удельный вес несчастных случаев, не обусловленных нарушением требований охраны труда как со стороны работодателей, так и со стороны потерпевших, по сравнению с 2023 годом снизился с 47,4 до 46,1 процента (приложение 7).
Справочно. В 2024 году в результате:
дорожно-транспортных происшествий пострадало 218 человек, из них – 22 погибло (в 2023 году – 173 и 21 соответственно);
падения при передвижении по ровной поверхности при отсутствии воздействия опасных и (или) вредных производственных фактов пострадало 333 человека, из них один погиб (в 2023 году – 348 и 3 соответственно);
непредсказуемого поведения животных пострадало 127 человек, из них – 2 погибло (в 2023 году – 100 и 2 соответственно);
противоправных действий других лиц пострадало 33 человека, смертельных случаев не зарегистрировано (в 2023 году – 41 и один соответственно).
Отмечен рост общего числа травмированных и погибших на производстве в состоянии алкогольного опьянения (с 55 до 68 человек и с 9 до 18 соответственно) (приложение 8).
Местными исполнительными и распорядительными органами совместно с заинтересованными в отчетном периоде принимались меры по профилактике производственного травматизма.
Так, в связи с ростом производственного травматизма в организациях отдельных областей местными исполнительными и распорядительными органами принимались меры по предупреждению случаев производственного травматизма.
Справочно. В Брестской области, вопрос соблюдения Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Директива № 1) № 1 рассмотрен 25 сентября 2024 г. на заседании Брестского облисполкома, утвержден План дополнительных мероприятий по профилактике и предупреждению производственного травматизма в Брестской области. Также вопросы, предусмотренные Директивой №1, рассмотрены 25 июня 2024 и 18 декабря 2024 на заседании межведомственной рабочей группы Брестского облисполкома по вопросам реализации требований Директивы № 1.
В октябре 2024 года в Гродненском облисполкоме рассмотрены вопросы состояния производственного травматизма в организациях области и выполнения требований Директивы № 1.
Минским облисполкомом утверждены планы мероприятий по реализации Директивы № 1 и профилактике производственного травматизма в области, ход исполнения которых 21 октября 2024 г. рассмотрен на заседании Минского облисполкома, аналогичные планы утверждены 21 июня 2024 г. на заседании комиссии по профилактике производственного травматизма Гомельского облисполкома.
В целом в отчетном периоде вопросы обеспечения безопасности труда, соблюдения требований Директивы № 1 рассмотрены
на 257 заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов (их структурных подразделений), 797 заседаниях комиссий по профилактике производственного травматизма (иных комиссий).
Принимались меры по оказанию практической и методической помощи организациям по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
В 2024 году во всех областях республики проведены областные (районные) месячники безопасности, недели нулевого травматизма и дни охраны труда.
Мобильными группами местных исполнительных и распорядительных органов в ходе 14,2 тыс. обследований выявлено и предложено к устранению свыше 142 тыс. нарушений требований безопасности.
С учетом роста за прошедший год количества несчастных случаев на производстве с работниками, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, обстоятельства и причины таких происшествий рассмотрены на заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов (комиссиях по профилактике производственного травматизма) с выработкой конкретных мер по укреплению трудовой дисциплины в организациях.
Пример: в связи с ростом числа потерпевших на производстве в состоянии алкогольного опьянения в организациях г. Минска, решением комиссии по профилактике производственного травматизма при Минском горисполкоме с 5 сентября по 31 декабря 2024 года в г. Минске проведена акция «Нет пьянству на производстве!», в рамках которой в работу мобильных групп включались уполномоченные должностные лица на проведение приборного освидетельствования на наличие алкоголя. При посещении мобильных групп по вопросам охраны труда администраций районов г. Минска за период с сентября по декабрь 2024 года проведено обследование свыше 200 работающих на предмет наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе.
В организациях, где зафиксированы несчастные случаи с работниками, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, проведены дни охраны труда, разработаны дополнительные меры по недопущению на рабочих местах работников в состоянии алкогольного опьянения, активизированы предсменные и послесменные проверки работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения. Ситуация в данных организациях взята на контроль.
В Могилевской области создана и работает областная рабочая группа для проведения анализа за реализацией организациями области требований постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О предсменном (перед началом работы, смены) медицинском осмотре и освидетельствовании работников» и подпунктов 1.2 и 1.3 пункта 1 Директивы № 1.
В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране труда в 2024 году Департаментом проведено около 3,3 тыс. надзорных мероприятий, в ходе которых работодателям предложено устранить свыше 42 тыс. нарушений.
В рамках реализации мер профилактического и предупредительного характера в прошлом году государственные инспекторы Департамента 2,9 тыс. раз выступили в средствах массовой информации, приняли участие в 3,9 тыс. семинарах (лекциях, круглых столах, производственных совещаниях и т.п.).
В течении 2024 года в целях предупреждения нарушений требований охраны труда Департаментом доведены до заинтересованных:
пять информационных писем о мерах безопасности при проведении массовых работ;
Справочно. Информационные письма об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенней посевной кампании; о несчастных случаях, происшедших при выполнении лесосечных работ; о соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов; об обеспечении требований безопасности труда при проведении уборочных работ; о предупреждении несчастных случаев на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
11 аналитических информаций о наиболее часто допускаемых работодателями нарушениях при выполнении отдельных видов работ.
Справочно. Информации о нарушениях, допускаемых при эксплуатации строительных машин; деревообрабатывающего оборудования; средств подмащивания; кранов консольных (подъемников с электролебедкой); кузнечно-прессового оборудования; сельскохозяйственных машин, а также при выполнении окрасочных (малярных) работ; кровельных работ; строительных работ; работ по обслуживанию крупного рогатого скота и работ по разработке лесосек.
По результатам анализа за 2024 год обстоятельств и причин травмирования и гибели работников в Минтранс, Минпром, Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром», Брестский, Гомельский и Гродненский облисполкомы направлены рекомендации по профилактике несчастных случаев на производстве, учитывающие отраслевой (территориальный) характер травматизма.
Также в отчетном периоде Департаментом проведены мониторинги функционирования отраслевых систем управления охраной труда Минэнерго, Минспорта, Минприроды, концернов «Беллесбумпром», «Беллегпром» и «Белнефтехим», а также реализации ими полномочий, предоставленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда». По результатам мониторингов названным органам государственного управления даны рекомендации по устранению выявленных недостатков. В настоящее время рекомендации выполнены в полном объеме.
В целом количество получивших травмы на производстве работников организаций, подчиненных указанным органам государственного управления в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшилось на 22,8 процента (со 127 до 98 человек), несчастных случаев со смертельным исходом – в восемь раз (с 16 до двух).
Выявленные в течение 2024 года нарушения учтены при подготовке Плана работы системы Министерства труда и социальной защиты по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организациях республики на 2025 год, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты от 03.01.2025 № 1.
Минтруда и соцзащиты совместно с заинтересованными будет продолжена работа, направленная на минимизацию рисков травмирования и гибели работников на производстве и соблюдение требований Директивы № 1.